Я есть

Знакомьтесь: замечательный арт-терапевт Светлана Брикунова, кандидат педагогических наук, член международного союза педагогов-художников.

Мы с вами знаем, что искусство — это всегда терапия. Цель работы с особенными ребятами на наших арт-занятиях состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы создать условия для реализации их личностных возможностей в процессе художественно-творческой деятельности. Наши арт-терапевтические занятия направлены на обогащение личного и социального опыта ребёнка, включение в возможно более широкую сеть жизни, приобретение необходимых навыков для адаптации к новым ситуациям и их воплощению в материальном, созидательном плане. Дети учатся доверять своей интуиции и пробуют ориентироваться в новых для себя видах деятельности, в том числе раскрывая себя в творчестве. Эта уверенность даёт бо́льшую независимость в различных реалиях. Здесь находится ключ к самой важной задаче творческого развития — к внесению эстетического начала в нашу жизнь.


Простой, наивный абстрактный дизайн, созданный нашими ребятами, очень много значит для их дальнейшего развития. Искусство является тем пространством, где нет правильного и неправильного, где многие неоткрытые таланты могут быть обнаружены и продемонстрированы миру. А дети могут узнать, что такое успех и как он может проявляться. Когда они видят, с каким почтением окружающие относятся к продуктам их творчества, они учатся гордиться своей работой и относиться к ней и к себе с уважением. Это и может стать тем
«мостиком» в общении между ребёнком и родителем, учеником и преподавателем. Со-настройка «один к одному» может способствовать приобретению художественного опыта.

СО-творчество — это наше общее с ребёнком созидательное гармоничное времяпровождение, научение чувствовать и понимать друг друга, быть в диалоге.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский доказал ведущую роль взрослого в развитии ребёнка: наиболее интенсивное развитие всех качеств происходит с помощью тех задач, которые ребёнок ещё не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности, в том числе творческой. Процесс обучения и воспитания будет оптимальным, когда
он станет взаимообучающим. Только тогда взрослый и ребёнок — а сегодня, возможно, взрослый даже в большей степени, чем ребёнок — будут творчески развиваться.

Уроки искусства не могут оказать непосредственное влияние на нарушения развития нервной системы ребёнка и деформацию его личности, не могут отменить
прошлые травмы или излечить глубокие эмоциональные нарушения. Но искусство способно помочь нам пережить трудности, вдохновляя и воодушевляя нас на
творчество. Оно может мобилизовать внутренние ресурсы, уменьшить ужас одиночества и открыть путь к эмоциональному росту и реабилитации через свободу и радость творческого самовыражения. И это верно не только для ребёнка, но и для его родителей.


В момент со-творческого диалога между родителем и ребёнком мы погружаемся в интересный для нас процесс и попадаем в состояние потока вне времени, вне
пространства, мы ощущаем безусловную любовь, когда доверяем сердцем без всяких проверок и доказательств. Через нас начинает идти сильная исцеляющая энергия мира и гармонии.

И мы получаем не новое знание, а новое значимое ДЕЯНИЕ ради смысла (объединяющее цепь событий в сюжет): от СО-ЧУВСТВИЯ к
СО-ПРИЧАСТНОСТИ; от СО-СЛУЖЕНИЯ до СО-ТРУДНИЧЕСТВА к СО-ТВОРЧЕСТВУ,от СО-ТВОРЧЕСТВА до CO-ЗДАНИЯ, СО-ТВОРЕНИЯ к CO-ВЕРШЕНИЮ себя...и
тогда – получение нового CO-ЗНАНИЯ себя как воплощения духовного замысла о себе самом. Причем до конца понять эти границы невозможно.